Почему машинка не шьет?Вопрос один — ответов много.
Если мы откроем техническое руководство к любой швейной машине, мы увидим в нем в самом конце рекомендации по способам устранения неисправностей в машинке. Эти неисправности можно устранить самостоятельно, не прибегая к услугам механика. И их не мало. Если проанализировать руководства к нескольким машинкам, то заметим, что неисправности эти идентичны и все связаны, либо с уходом за швейной машинкой, либо с неправильной заправкой нитей, установкой иглы, шпульки, не выполнением правил по шитью на машинке, то есть, неисправность машинки связана, как говорят СМИ, с «человеческим фактором».
Поэтому необходимо пройти все уроки по ознакомлению с машинкой, ее заправкой, правилами шитья на ней и способами ухода за машиной. Тогда вам не придется обращаться к механикам многие годы. Во всяком случае, так было у меня за более, чем 40 -летнее общение со швейными машинками. Все «поломки» машин, с какими я сталкивалась по просьбе друзей посмотреть, почему машинка не шьет, сводились к неправильной заправке нитей, не правильной установке иглы и шпульного колпачка, чистке и смазке машины. Сюда можно отнести еще подбор игл, ниток, регулировки машинки.
Мои ученики часто ругали машинку за то, что она у них не шьет, но стоило мне подойти к машинке и начать строчить, все шло, как по маслу. «Опыт – сын ошибок трудных...», как писал великий классик А.С. Пушкин – это первое великое дело, второе — любовь к машинкам. Все механизмы чувствуют, «слышат» и переживают. Об этом я узнала из собственного опыта общения с механизмами, а недавно услышала от опытных автомобилистов – нельзя ругать машину. Она слышит и обижается.
Расскажу один случай. Как-то я шила, все шло хорошо. Между делом мысли шли своей чередой, и я думала: «Пора менять машинку, старенькая она уже, деньги есть, надо что-то посовременней взять». Вдруг стала рваться нитка, машина забуксовала, то одна беда, то другая. Не могу с места тронуться. Строчка стала петлять, не могу настроить. Билась-билась, а сама думаю: «Что случилось? Только что все шло хорошо». И вдруг меня осенила мысль: «Да это же она обиделась на меня!». Еще когда-то давно я читала эзотерическую книгу, и там была статья про то, как женщина не ладила с машинами ЭВМ. Не любила она их, и они не любили ее. Стала я прощения просить у машинки, извиняться, пообещала, что никуда ее, старушку, не дену, как в рассказе про «Слепую лошадь» К. Д. Ушинского. Потихоньку работа стронулась с места и все наладилось, вещь я дошила. Вот я и показываю в уроках ее, мою дорогую «Чайку» верой и правдой прослужившей мне 34 года.
Начинающая швея часто не придает значение таким мелочам, как подбор ниток и игл, и ругает машинку за пропуск стежков, а причина в незнании.
Наладка швейных машин
Чтобы лучше понять, где искать причину, нужно посмотреть на конструктивную схему швейной машинки. Там мы увидим пять механизмов, участвующих в образовании строчки. Мы не рассматриваем ремонт комплектующих, замену деталей, сдвиг каких-то узлов, что случается крайне редко, по крайней мере, у меня этого никогда не было. Это – работа специалиста. Мы рассмотрим внешние причины.
1. Механизм лапки. Неправильное положение лапки (поворот вокруг оси) может привести к поломке иглы. Исправляем по ролику «
Может также сломаться рычаг лапки или просто выскочить из гнезда крепления. Как справиться с этой бедой смотрим ролик.
2. Механизм иглы. Игла может поломаться, если не правильно подобрана по номеру к ткани (слишком тонкая), если она погнута, если не правильно был заправлен шпульный колпачок и перевернулся во время шитья. Машинка может не шить, если не правильно вставлена игла: либо не до конца вверх, либо не с той стороны длинным желобком, как указывает завод-изготовитель. Машинка может не шить, если не правильно заправлена нить в иглу, если игла затупилась, и если толщина нити не соответствует номеру иглы.
Чтобы вставить иглу, нужно поворотом махового колеса поднять игловодитель в крайнее верхнее положение. Иглу завести в иглодержатель и поднять ее до упора вверх, а затем прочно закрепить винтом. При этом она должна располагаться длинным желобком в сторону последнего нитенаправителя. В машинах с зигзагом обычно длинный желобок иглы направлен на шьющего и нить вставляется от себя.
3. Механизм двигателя ткани. Зубчатая рейка не будет продвигать ткань, если она забита текстильной пылью, если она затуплена из-за того, что не подкладывается ткань под лапку при хранении машины или шьют на ней без ткани, а также, если регулятор подъема лапки опущен в положение «для вышивки/штопки». Ткань может не продвигаться и по причине того, что ткань толстая, а стежки очень мелкие.
4. Механизм челнока. Я показывала в видео уроке, как правильно заправлять нитку в шпульный колпачок, как его правильно вставить. Еще важно проверить натяжение нижней нити – это первая регулировка, которая выполняется с самого начала. Чаще всего, это делается редко, и всегда потом достаточно для настраивания хорошей строчки регулировки натяжения верхней нити. Нить на шпульке должна быть либо одной толщины с верхней нитью, либо (что лучше) тоньше. Следить за чистотой челночного устройства: разобрать челночное устройство для полной чистки и смазки.
5. Механизм нитепритягивателя. Если верхняя нитка машинки заправлена не верно, т.е. закручена, перепутана, то нитепритягиватель ее рвет и машинка не шьет. Если очень туго натянута верхняя нить, то нитепритягиватель тоже будет рвать ее при подаче нити в челночное устройство. Нужно проверить заправку верхней нитки и ее натяжение. Машинка не будет шить, если нить вообще не попала в регулятор натяжения верхней нити, т.е. не прошла (не провалилась) через его шайбы.
Почему машинка не шьет
Кроме того, мы помним, что все детали вращаются, перемещаются относительно друг друга, и если машина не может сдвинуться с места – не шьет, то на это есть, как поется в песне Николаева, пять причин.
Первая причина – это «сухая» машина: детали требуют смазки, или смазка затвердела от не правильного масла, от долгого застоя. Нужно прокапать керосином, прогнать машину на быстром ходу (без ниток) и закапать чистое специальное масло для машинок или веретенное. В старых машинах есть свободный доступ ко всем деталям для смазки машины, поэтому надо это использовать.
Вторая причина – машина забита очесами и ткацкой пылью, еще хуже, если она пропитана маслом. Снять игольную платину и прочистить все пространство и зубчатую рейку. Ткацкую грязь также надо очистить и под верхней крышкой, где находится механизм лапки и иглы и смазать эти механизмы. На фабрике механик не подходил к машине пока швея не прочистит машинку. Если и после этого машинка не шила, тогда в дело вступал мастер.
Третья причина — прокручивается ремень и не тянет за собой маховое колесо: укоротить или подтянуть ремень.
Четвертая причина — тяжелый ход машины (гудит, а с места не трогается) от того, что туго натянут ремень. Если можно, то отрегулировать с помощью прорези в рычаге крепления мотора (смотрите видео про «Чайку»), либо растянуть ремень из натуральной кожи руками в ножном приводе, или заменить ремень.
Пятая причина – не включается машинка в рабочий ход – забыли затянуть фрикционный винт, в современных машинках – маховое колесо выдвинуто в положение для намотки шпульки.
Ну, и еще есть шестая причина – это ты! Неумелое шитье на машине – смотри видео уроки!
Если машина шьет, но плохо, то это уже относится к регулировкам.
Видео уроки по наладке и уходу за машинками
1. Наладка подольской швейной машинки 2- М класса
2. Наладка швейной машинки «Чайка»
Материал по оборудованию можно прочитать также в моей электронной книге «Швейная машинка домашнего использования».
Жду ваших комментариев и вопросов. Если статья была полезной – делитесь ею с друзьями.
С люблвью, Ольга Злобина